\"\"

Удовлетворены наши требования к Минобороны о признании права пользования служебным жилым помещением

Решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга наши требования к Министерству обороны РФ, 19 военному городку (воинской части) о признании права пользования служебным жилым помещением в 19 военном городке в городе Екатеринбурге. Дело относится к категории очень сложных и неоднозначных дел.

Истец проживает в 19 военном городке длительное время.

Изначально было подано исковое заявление о признании права пользования служебным жилым помещением. Министерство обороны подало встречное исковое заявление о выселении.

В качестве основания встречного иска указаны утрата ответчиками связи с Министерством обороны, в связи с чем ответчики подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

Наша позиция была следующей:

Так как на дату до введения в действие жилищного кодекса РФ истец не был обеспечен жилой площадью (что следует из ответов на запросы суда в Росреестр и БТИ), то согласно законодательству РСФСР имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Истец является лицом, которое проработало на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (ч.6 ст. 108 ЖК РСФСР), который не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления других жилых помещений. Таким образом, государство гарантирует истцу право пользования служебным жилым помещением вплоть до момента предоставления другого жилого помещения.

Законодательно установлен конституционный принцип (ст. 19 Конституции), согласно которому Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и ч. 2 статьи 40 Конституции, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Статья 108 ЖК РСФСР устанавливала гарантии социальной защиты для категории граждан, к которой относится истец.

Принимая во внимание, что истец получил статус лица, которое проработало на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (ч.6 ст. 108 ЖК РСФСР), на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ имел право состоять на учете в улучшении жилищных условий, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере жилищного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то право истца на пользование служебным жилым помещением вплоть до предоставления другого жилого помещения подлежит признанию и защите.

Статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Истец не может быть выселен из служебного жилого помещения, за ним сохраняется и признается государством право пользования служебным жилым помещением вплоть до предоставления другого жилого помещения.

Таким образом, утратить право пользования служебным жилым помещением истец может только после предоставления ему другого жилого помещения в черте города Екатеринбурга. Пока другое жилое помещение истцу не предоставлено, истец вправе рассчитывать на признание своего права пользования служебным жилым помещением в соответствии с ч.6 ст. 108 ЖК РСФСР, ст. 13 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ.

Вышеуказанные правовые нормы в их взаимосвязи с действовавшими и действующими нормами Жилищного законодательства РСФСР и жилищного законодательства РФ направлены на защиту жилищных прав категорий граждан, к которым относится истец и члены его семьи.

Судом наши исковые требования удовлетворены, а в удовлетворении встречных исковых требований Минобороны о выселении отказано.